Дариссима (daryssimo) wrote,
Дариссима
daryssimo

Гюго и Робеспьер, или как испортить жизнь мужчине (продолжение романа в письмах)

Письмо 4. Про соционику. Оооооочень длинное.
16 ноября 2003 г., суббота


Уважаемый Робеспьер!
Вы со мной опять не разговариваете, поэтому мне опять приходится брать в руки клавиатуру и сочинять для Вас сонату, а ведь я вовсе не С. С. Прокофьев. ))

Я хотела поговорить с Вами про соционику. Это наука на стыке социологии и психологии, которая изучает информационное взаимодействие человека с окружающим миром. Начало её положил психиатр К. Г. Юнг в своей работе «Психологические типы» в 1921 году. Он разделил типы личности на экстравертные и интровертные. Юнг считал, что всякий человек стремится либо к восприятию объектов внешнего мира, либо стремится от них абстрагироваться. Это различие он назвал общим типом установки и поделил на экстравертную (направленную на восприятие внешнего мира) и интровертную (направленную преимущественно «внутрь себя»).

У меня в семье по материнской линии четыре поколения врачей. Мама и бабушка очень хотели, чтобы я стала психиатром. Но я не стала поступать в медицинский институт, но с удовольствием регулярно выслушиваю четырёхчасовые исповеди самых разных людей и стараюсь помочь. И потом эти люди остаются рядом на всю жизнь.
Типология Юнга была использована при построении типологии Майерс — Бриггс и соционики. Изабель Бриггс Майерс была по профессии школьным преподавателем. На основании работ Юнга, вместе со своей матерью Кэтрин Бриггс (ранее обучавшейся у Юнга) она разработала Определитель типов Майерс-Бриггс (MBTI).
Психологи пришли к выводу, что существует 16 основных типов личности. Вернее, 16 типов восприятия реальности. Оказывается, каждый из 16 типов воспринимает мир в своем преломлении, с какой-то собственной точки зрения, видит в нем такие стороны, которые не видны другим. Учёные назвали каждого именем известной личности или литературного персонажа, который был ярким представителем данного типа.

Экстраверты Интроверты

Дон Кихот - Дюма
Гюго - Робеспьер
Гамлет - Максим Горький
Жуков - Есенин
Наполеон - Бальзак
Джек Лондон - Драйзер
Штирлиц - Достоевский
Гексли - Габен

Ещё учёные разделили этих 16 типов на 4 квадры – по четыре типа в каждой. С людьми, которые в твоей квадре, наиболее комфортно общаться. Этим знанием пользуются кадровые психологи, формируя коллектив. Например, мы с Вами состоим в первой квадре – Альфа (в ней Дон Кихот, Дюма, Гюго и Робеспьер). Вторая квадра получила название «Бета» и т.д.
Я узнала о существовании всего этого только этой весной. И меня привлекло то, что вдруг всё для меня в отношениях с другими людьми стало кристально ясно. Я поняла, почему я с одними конфликтую, а с другими взасос разговариваю и не могу наговориться. Я осознала, почему развалился мой брак, почему не получилось построить дальнейших отношений. Главным образом, я поняла всё про мои отношения с мужчинами.
Дело в том, что раз мы каждый по-своему воспринимаем реальность, то из этих 16 типов у всякого из нас есть главный конфликтёр, ревизор, дуал (вторая половина). И когда ты это знаешь, что уже понимаешь, как построить отношения, чтобы минимизировать негатив.

Вот смотрите, я опять вернусь к Вашей бывшей супруге. Вы – Робеспьер, она по социотипу – Дон Кихот. Это зеркальные отношения, я Вам говорила.
Вот что пишет об отношениях этой пары психолог Вера Стратиевская: «Робеспьера раздражает манипулятивная логика Дон - Кихота, его способность “жонглировать” аргументами и фактами — лишь бы подчинить их своей гипотезе, лишь бы увлечь собеседника своими идеями.
Нормативная, уважающая законы и правила поведения в обществе этика Робеспьера приходит в столкновение с вопиющей, “хулиганской” этикой Дон-Кихота. То есть, все те этические конфликты, скандалы и неловкие ситуации, которые постоянно возникают вокруг Дон-Кихота вынужден расхлёбывать и заглаживать его партнёр Робеспьер. Таким образом, на нормативную этическую функцию Робеспьера выпадает очень большая нагрузка. При всей этической манипулятивности Робеспьеру трудно быть дипломатом, гораздо проще попросить Дон-Кихота держать себя в рамках. (Тем более, что подсознательно настроенный на наблюдательную этику своего дуала Гюго, Робеспьер предполагает, что его партнёр сам должен координировать свои отношения и следить за своим поведением.)
На призыв “держать себя в рамках” Дон-Кихот реагирует крайне неадекватно (по мнению Робеспьера). Страдая от неловкости этической ситуации, Дон - Кихот разрушает сложившиеся вокруг него “неудачные” отношения, навязывая всем свою “антиэтику” и тем ещё более усугубляя этический конфликт.
С другой стороны, Дон-Кихота раздражает мягкость и податливость Робеспера, его нежелание ввязываться в драку по поводу и без повода, его нежелание воевать с “ветряными мельницами”. Дон-Кихота особенно пугает неспособность Робеспьера постоять за себя. Нормативная сенсорика Дон-Кихота слишком слаба для того, чтобы постоянно защищать права и интересы своего партнёра. (Именно поэтому Дон-Кихоту нужен партнёр – сенсорик (Дюма), способный сам постоять за себя).
Дон-Кихот чувствует себя любимым только тогда, когда его окружают самой тщательной и предупредительной заботой, самым изысканным комфортом. Понятно, что со стороны Робеспьера он такой опеки не получит. Робеспьеру самому необходимо, чтобы его лелеяли и опекали. Если он этого не получает, он начинает ныть, раздражаться и упрекать партнёра, становится вялым и инертным, и уж тогда сам ни на какую заботу по отношению к партнёру не способен.
Неспособность “зеркальщиков” помочь друг другу по суггестивной и активационной функциям уровня СУПЕРИД превращается для обоих партнёров в нескончаемый круг проблем, в замкнутый круг, из которого нет выхода.
С позиций своей наблюдательной оперативной логики Робеспьер критически воспринимает любую попытку Дон-Кихота щегольнуть своими деловыми качествами. Там, где Робеспьер считает себя скромным консультантом, Дон-Кихот объявляет себя “мастером на все руки”.
То же самое происходит и по аспекту интуиции времени. Именно тогда, когда Дон-Кихот берёт на себя роль стороннего наблюдателя, Робеспьер становится активным творцом исторических событий, причём, по мнению Дон-Кихота всегда “высовывается”, не в то время, не в том месте и не в той ситуации. У каждого из партнёров своё “критическое время”, свои временные ориентиры, а уж кто из них оказывается прав, — это обычно решает история»
(С)

Поскольку Вы – Робеспьер – и Дон Кихот в одной квадре, Вам может быть комфортно друг с другом общаться. Но жить вместе нельзя. Вы будете зеркалить друг друга и доведёте себя до сумасшествия. Кстати, Ваша недавняя приятельница с тремя детьми тоже, скорее всего, Дон Кихот. Подозреваю, Вы ищете похожих женщин, потому что стремитесь вернуться в привычные отношения, «домой».

Интересно? Я когда начала читать, просто оторваться не могла. Например, про отношения себя (Гюго) и моего бывшего мужа (Есенин) просто взахлёб читала. Ну, просто один в один – всё про нас.

Теперь о нас с Вами. Вот характеристика мужчин-Робеспьеров.
«РОБЕСПЬЕР: Логико-интуитивный интроверт (ЛИИ)
Мужской портрет
Сухопарый, подтянутый и слегка сутуловатый, корректный РОБЕСПЬЕР производит приятное впечатление. У мужчин этого типа часто бывают большие голубые глаза, бледное лицо, тонкие, не слишком густые, но иногда пышные волосы. Их стиль - мягкие пуловеры и хорошо отглаженные брюки, хотя и костюмы тоже как будто созданы для них. Волосы предпочитают носить только короткие.
Будучи человеком интеллектуальным, погруженным в себя и несколько отвлеченным, РОБЕСПЬЕР ведет себя мягко и осторожно. Если он расположен к вам, глаза у него становятся добрыми и трогательными, а на губах появляется обезоруживающая улыбка.
Большую часть времени РОБЕСПЬЕР занят важными делами и умными мыслями, а потому чаще всего погружен в себя. Но если ему есть с кем пообщаться, он расцветает, делается общительным и артистичным, рассказывает смешные истории, шутит, вообще, ведет себя оживленно.
Находиться в компании с РОБЕСПЬЕРОМ - одно удовольствие. Он отличный кавалер, галантен, остроумен, общителен. Изящный и легкий, он с удовольствием поддерживает другим настроение с помощью каламбуров, шуток и анекдотов, охотно танцует, мило дурачится.
РОБЕСПЬЕРЫ неравнодушны к женщинам, с удовольствием знакомятся и поддерживают отношения. Они умеют нравиться, поскольку лишены агрессивности, дружелюбны, хорошо воспитаны и умны. Своими благородными манерами и деликатностью мужчина РОБЕСПЬЕР обычно производит впечатление несколько несовременного, иногда академического человека. В процессе ухаживания его избранница быстро обнаружит, что это незащищенный, романтичный и мечтательный мужчина.
Но если вы решили завоевать сердце этого интеллектуала, приготовьтесь вести себя достаточно активно и решительно. Пылкость чувств тоже приветствуется. Ведь как раз этих черт не хватает в характере вашего избранника. Одним словом, не сомневайтесь: все это найдет отклик в его сердце.
Мужчины этого типа редко бывают ревнивы. Обычно они гордятся своими подругами и бывают вполне довольны, если их женщина нравится не только им, но и другим.
При всей своей внешней мягкости РОБЕСПЬЕР - существо вполне надежное. Он - человек ответственный, упорядоченный и обязательный, хотя, бывает, не всегда склонен доделывать скучные, по его мнению, дела. Он избегает делать то, что считает нецелесообразным. Возвышенное, романтическое отношение к жизни прекрасно сочетается у представителей этого типа с расчетливостью и трезвостью. В целом, не будучи жадным, РОБЕСПЬЕР всегда склонен к разумной экономии.
Время от времени на упорядоченного РОБЕСПЬЕРА, живущего по планам и распорядкам, нападают настоящие приступы авантюризма. Тогда он внезапно (так кажется со стороны) снимается с места и отправляется, например, в дальние страны - на постоянное место жительство или с целью попутешествовать. Проехать на электричках по всей Европе - вполне посильная для него задача. Причем одна мысль о том, как он сможет реализовать эту задумку и сколько на этом сэкономит, уже согревает его.
Из РОБЕСПЬЕРОВ получаются хорошие, заботливые мужья и отцы. За редкими исключениями они в большинстве своем склонны к семейной жизни. Умеют заработать деньги, ценят тепло домашнего очага, чистоту, порядок, бывают благодарны за заботу со стороны близких. За ними нужно присматривать, кормить, ухаживать, когда болеют. Им это бывает чрезвычайно приятно. Если за РОБЕСПЬЕРОМ не ухаживать, он худеет, выглядит голодным, заброшенным и несчастным, хотя сам этого даже не замечает.
Дома мужчины этого типа ведут себя мягко, немного пассивно, отзывчивы на просьбы домашних. Они не ленивы, к тому же стремятся выполнять взятые на себя обязательства. РОБЕСПЬЕР не откажется и детей няньчить, и пеленки стирать, и в магазин ходить. Чего он не выносит, так это грубого нажима, бестактности и хамства со стороны близких ему людей. Будучи беззащитным против этого, в ситуациях, где он не в состоянии избежать агрессии, может уходить в себя, прекращая всякий контакт с обидчиками на недели и месяцы.
Это, как правило, хороший начальник. Он умен, а по отношению к людям проявляет непредвзятость и гуманизм. При этом РОБЕСПЬЕР - тонкий дипломат. Он расчетлив, говорит далеко не все, что знает, о многом умалчивает. Если на работе сложная ситуация, например, идет борьба за власть, он легко просчитывает закулисные действия других, предвидит неприятельские ходы, просчитывает возможные мотивы и последствия поступков противника.
Отношения на работе часто представляются ему в виде довольно сложного узора, в котором переплетаются интересы других людей, их злой умысел, а также возможные действия, которые они могут предпринять в тех или иных обстоятельствах. РОБЕСПЬЕР пытается все просчитать и предусмотреть, чтобы не попасть под удар. Это опасливый и осторожный человек, который практически никогда не совершает необдуманных поступков, не рубит с плеча.
Правда, иногда он может позволить себе протестные формы поведения. Когда его интересы оказываются несправедливо ущемленными, он начинает проявлять жесткую принципиальность и неуступчивость.
Зато в домашней обстановке, где можно не только вкусно поесть, но еще и посмеяться в компании своих близких или друзей, РОБЕСПЬЕР оттаивает, расслабляется и становится веселым, славным, мягким и совершенно домашним». (С)

Теперь про Гюго: «ГЮГО: Этико-сенсорный экстраверт (ЭСЭ)
Женский портрет
Девушка ГЮГО представительная, с хорошо оформленной, крепкой фигурой и великолепной осанкой. Ей присуща особая стать и уверенные движения. Неудивительно, что эту девушку мужчины часто провожают взглядами.
Черты лица у женщин этого типа четкие, глаза яркие, эмоции выражаются очень определенно, что тоже делает их заметными среди других девушек.
У ГЮГО особая энергетика - она бойкая, веселая, напористая, заводная. Говорит громко, энергично. Находчивая во время флирта, за словом в карман не лезет, насмешливая, хохотушка. Знает себе цену и может за себя постоять.
ГЮГОШКА, как правило, всегда ухоженная. Своим внешним видом она занимается целенаправленно и осознанно, уделяя этому много внимания и времени. У нее всегда прекрасная стрижка, а если волосы длинные, то они умело собраны в аккуратный хвост или красиво распущены по плечам. Никаких нелепых причесок, всклокоченных волос или грязных сосулек на голове, никаких промахов с окраской волос.
В школе - это одна из самых прилежных учениц. Она старательная, аккуратная и, чаще всего, любимица учителей. Там, где ей не удается как следует выучить материал, она берет обаянием. Хотя многие ГЮГИ получают хорошие отметки по математике, физике и химии, все же они, как правило, больше любят гуманитарные предметы (из них меньше всего историю). Их занимают люди, о которых они знают и помнят все, поэтому они, например, вполне квалифицированно, с пониманием дела и очень увлеченно пишут сочинения.
В компании среди друзей она совершенно незаменима: охотно смеется над чужими шутками, излучает радость сама, создавая вокруг себя атмосферу праздника и веселья и заряжая всех положительными эмоциями.
Больше всего ей нравятся умные кавалеры. За ум она может простить многое, даже не слишком мужественную внешность. Лишь бы ее кавалер в самом деле оказался способен развлекать ее интеллектуальными разговорами, был вежлив, обходителен и аккуратен. Тогда она начинает благоговеть и… становится еще веселее. Если контакт случился на вечеринке, то в такой момент с веселой ГЮГОШКОЙ хорошо пойти потанцевать. Не надо постоянно напускать на себя постный, умный вид. Тот, кто может ее привлечь, должен уметь не только говорить на интеллектуальные темы, но и получать искреннее удовольствие от веселья. А уж если она совсем разошлась и сплясала канкан на столе, это должно вызывать у него не ревность, а восхищение!
Сделавшись замужней дамой, ГЮГОШКА со всех сторон ведет себя исключительно положительно, с головой погружаясь в семейные заботы и хлопоты. Это доставляет ей удовольствие и даже наслаждение. Мысль о том, что она - хозяйка дома и мать семейства наполняет ее гордостью и дает ей дополнительные силы. А уж энергии у нее хватит на троих!
ГЮГО никак и ни при каких обстоятельствах нельзя назвать ленивой. При этом ее работоспособность во многом зависит от эмоционального настроя. Если настроение плохое, то она предпочитает вообще ни за что не браться - все равно все будет валиться из рук. Если же воодушевления и энтузиазма достаточно, все будет сделано быстро и качественно.
Одним словом, дома ГЮГОШКА обеспечит вам полный порядок и чистоту. Белье у нее благоухает приятными ароматами, рубашки у мужа всегда поглажены, завтрак, обед и ужин возникают откуда ни возьмись, прямо как на скатерти самобранке. Кастрюли у нее всегда знают свое место. Если в доме на три недели отключили горячую воду, на плите с самого утра будет стоять большая кастрюля с горячей водой. Если на одежде появилось пятно, эта удивительная женщина обошьет его ниткой, а затем будет стирать до полного его исчезновения.
Жить в доме у ГЮГО - значит жить в хлебосольном доме. Готовит она быстро, ловко, вкусно и много. Ей ничего не стоит ради своих домашних встать в 5 часов утра, напечь пирогов, наварить борща, наготовить плова, котлет или других кулинарных шедевров. Лишь бы все были накормлены и довольны. По части хозяйства, а особенно еды, у нее всегда все предусмотрено. В ее доме существует полочка с неприкосновенным запасом продуктов, который окажется как нельзя кстати, если вдруг в ее распланированной жизни случатся какие-то накладки. Голодным все равно никто не останется. Тот же неприкосновенный запас будет использован, если посреди ночи ей на голову вдруг свалятся какие-нибудь непредвиденные гости или родственники из провинции.
Женщина ГЮГО очень активно участвует в жизни своих детей, следит за их развитием - физическим и умственным. Она всегда в контакте со своими детьми, дружит с ними и стремится быть в курсе всего, что с ними происходит. Эта мама своим энтузиазмом пытается зажечь их, пробудить интерес к жизни, вдохновить на подвиги во имя науки (которую очень уважает) или, по меньшей мере, просто сделать из них приличных людей. Для нее очень важно, чтобы вся ее жизнь, семья, дети, вообще все было не хуже, чем у других. И ради этого она готова трудиться с утроенной энергией.
Характерно то, что она делает все играючи, оставаясь при этом красивой, веселой, доброжелательной и энергичной. Строго говоря, одного ребенка ей, безусловно, мало. Она легко может справиться и с тремя, а то и больше.
Будучи заботливой матерью, ГЮГОШКА долго не отпускает от себя детей, плохо чувствуя тот момент, когда они уже повзрослели и больше не нуждаются в ее опеке. Еще довольно длительное время (если не всю жизнь) она участвует в их делах, помогает физически (продуктами и по хозяйству), а также бесконечными советами. Но у всего есть своя положительная сторона: зато на нее можно целиком и полностью рассчитывать, если понадобится посидеть с внуками. ГЮГО - не из тех бабушек, которые остаются в стороне от их воспитания. К тому же можно не опасаться, что она накормит их чем-то не тем, не вовремя уложит спать или пропустит начинающееся ОРЗ. В деле ухода и воспитания на нее можно положиться целиком и полностью.
В профессиональной деятельности представительницы этого типа не знают усталости, особенно, если она связана с людьми, организацией каких-то мероприятий для людей, уходом за людьми, обучением людей или выступлением на сцене. Горячий энтузиазм и стремление увлечь за собой всех, делают ГЮГО неутомимыми активистками и пропагандистками, способными сагитировать и повести за собой всех, кто попался под руку. Надо сказать, что своей энергией эта девушка способна зажигать огромные толпы людей.
Где бы ни работала женщина ГЮГО, ее, прежде всего, интересуют люди, которые находятся вокруг. Это находит свое проявление в ее ярком, общественном темпераменте, в том, как охотно и квалифицированно она устанавливает атмосферу вокруг себя, организует праздничные мероприятия.
Впрочем, в большинстве случаев, ГЮГИ - хорошие работники. Они добросовестно и с душой выполняют свои обязанности. Но лучше всего, если они будут работать с людьми, а не чахнуть, например, в бухгалтерии.
Больной вопрос для ГЮГО - время. Она постоянно куда-то не успевает, не может рассчитать, сколько времени понадобиться на дорогу, на то или иное дело. За разговорами время тоже летит незаметно, и ГЮГО, как правило, никогда не жалеют его на общение. Так что если вы торопитесь, то в этой ситуации лучше возьмите время под свой контроль.»
(С)

Даже не знаю, дочитаете ли Вы до этого места, но сейчас я хотела бы рассказать Вам про дуальность, потому что это абсолютно волшебное явление. Как бы мы ни старались, к каким бы уловкам, призывая всю творческую фантазию, опыт общения и всяческие умения, ни прибегали – все отношения, кроме дуальных, терзают нас разными проблемами и невозможностью их решить. Все старания в улучшении отношений только туже завязывают гордиев узел.

Вот что пишут психологи Анатолий Гречинский и Татьяна Педан:
«Мы нуждаемся в дуальности, подсознательно ожидаем и настойчиво ищем, а найдя, удивляемся. Что с нами происходит? Мы становимся иными: увереннее, жизнерадостнее, добрее, отзывчивее, сильнее, одним словом, лучше, а жизнь - эмоционально ярче и интеллектуально богаче. Исчезают все тайные страхи, сомнения, тревоги. Мы обретаем себя – истинного. Понимаем, что значит комфорт – и внешний, и внутренний, что главное – это комфорт души. Откуда этот комфорт? В удовлетворении потребностей. Мы все чего-то хотим, мы ищем поддержки, понимания, оценки наших знаний, усилий и умений. Мы хотим быть полезными. И только дуал – психически дополняющий партнер – защитит, поддержит и во всем поможет, и только этот человек оценит правильно нашу помощь, потому что именно в таких умениях нуждается.
Дуальные отношения самые лучшие, самые комфортные. Они единственно необходимы человеку, ибо обеспечивают полную психическую дополненность. Это отношения полного согласия и взаимопонимания. Партнёры, дополняющие друг друга, передают при общении нужную, жизненно необходимую информацию. Защищают слабые и чувствительные места психики и оценивают сильные, не требуя ничего взамен. Видят трудности и проблемы друг друга, слегка и вовремя помогают в сложных ситуациях, с охотой откликаются на предложения и просьбы.
Если с дуалом обсуждаются дела, он, даже не успев углубиться в проблему, лишь своими вопросами ориентирует партнёра на те стороны, о чём тот не подумал и проблема легко решается вместе. Можно сказать, что у дуалов нет проблем, есть только задачи, которые им легко совместно решать. Поэтому и жить вместе легко, весело и результативно. Если они работают – то эффективно, если общаются – содержательно, если отдыхают – весело и интересно. Только дуалы воспринимают друг друга как самого человечного человека – гуманного, мягкого, доступного, близкого, чуткого. Но это при условии высокой культуры общения.
Однако даже при знании соционики и своего типа не просто создать гармоничную семью. В начале общей жизни у дуалов существует мнение, что партнёр всё знает и умеет, но позже становится понятно, что он может делать, а что нет. Поэтому, чтобы не было разочарования после увлечения, партнёрам нужно не стыдясь признавать то, что им “не по плечу” и в чём они слабы, не уверенны, быть готовыми давать предпочтение и инициативу своему партнёру. Немаловажно также равенство в образовательном и культурном уровнях.
Дуальные отношения с самого начала располагают к искренней дружбе, стимулируют к откровенности. Тут невозможно что-либо утаить. Хочется всем поделиться, все обговорить, посоветоваться. Тем не менее, не нужно слишком идеализировать дуальность, эти отношения не только приятны, но и сложны. Хотя противоположность в общении привлекает, люди психически разные, поэтому могут легко ранить друг друга, ибо каждое слово, каждый поступок воспринимается непосредственно, сразу, не анализируя. Любая грубость со стороны дуала воспринимается очень болезненно.
Дуалы никогда не надоедают друг другу. И посторонние люди, попадая в их общество, ощущают странную, уютную, приятную и для них загадочную атмосферу, которая всегда существует между дуалами и способствует общему положительному отношению к жизни. Поэтому дуализованные люди приятны в общении с другими и воспринимаются ими как добрые, душевные, хорошие люди» (С)

Наша с Вами пара – Гюго и Робеспьер – одна из самых труднодуализируемых в соционике. Потому что яркие и энергичные Гюго редко обращают внимание на спокойного и тактичного Роба, стремясь к более общительным мужчинам. А Роб, глядя на все чудачества Гюгошки, тоже может подумать, что такая женщина никогда не заметит его – и Слава Богу, а то это же ураган, а не девушка.

Вот что пишет о нас Стратиевская, некоторые вещи – ну один в один!
«Очаровательный пример дуализации Робеспьера и Гюго представлен в популярной пьесе Алексея Арбузова “Старомодная комедия”. И персонажи, и ситуация здесь очень точно иллюстрируют характер отношений в этой диаде. Трогательная история двух немолодых людей: главного врача санатория (тип Робеспьер) и одной из отдыхающих — артистически экстравагантной Лидии Васильевны (Гюго), именуемой им как “товарищ Жербер” и сумевшей своим оптимизмом, бесконечным жизнелюбием и неимоверным количеством душевного тепла в кратчайший срок “растопить вековые льды” этого доброго, умного и очень одинокого человека, сломить его замкнутость и преодолеть отчуждённость.
Разумеется, поначалу их общение не было таким уж благополучным: доктор показался Лидии Васильевне чопорным и раздражительным человеком, со старомодным вкусом и манерами. (О чём она ему тут же и заявила!). С другой стороны, и строгому доктору “товарищ Жербер” показалась взбалмошной и легкомысленной особой, идущей на поводу своих желаний. Хотя при ближайшем рассмотрении желания эти показались ему по "человечески понятными и допустимыми — ну что плохого в том, что отдыхающая по ночам выходит в ночной сад, чтобы полюбоваться звёздами и луной? А поскольку корпус по ночам запирается, ей приходится возвращаться в комнату через окно. Конечно, странное поведение для немолодой женщины, но вполне естественное, если считать, что ничего важнее удовлетворения собственных желаний для неё не существует. И вот с этим " то обстоятельством пожилой доктор начинает всё больше и больше считаться. Если поначалу её эмоциональность его пугает, отталкивает (Какая может быть ещё “игра страстей”, когда в её возрасте уже и о душе пора подумать?), то потом ему всё это кажется уже вполне понятным и приемлемым. Оказывается, товарищ Жербер только и думает, что о своей душе, но только о живой, а не о мёртвой, предстающей перед Богом. Лидия Васильевна она любит веселье, любит красиво и ярко одеваться, ей нравится чувствовать себя привлекательной. Лидия Васильевна не считает нужным сдерживать свои эмоции. Она обожает стихию чувств, она в восторге от разбушевавшейся природной стихии, она обожает дождь и ненавидит зонты. И она подтрунивает над доктором, захватившим с собой зонтик, отправляясь в собор на концерт органной музыки. (Разве в такую минуту можно думать о зонтах?). Товарищ Жербер любит музыку, и музыка примиряет её с доктором, способным чувствовать прекрасное не менее глубоко и тонко. И с этой минуты заканчиваются их распри и начинается тот самый приятный и радостный процесс духовного и интеллектуального единения партнёров, который и составляет наивысшее счастье дуальных отношений — когда каждый из них узнаёт в другом свою половинку.
Доктору всё больше импонирует эмоциональная искренность и честность Лидии Васильевны, так что и её импульсивность уже не кажется ему чем-то из ряда вон выходящим. Постепенно он открывает в ней и другие привлекательные качества. Такие, например, как чуткость и отзывчивость — весьма значимые ценности в этой диаде. Лидия Васильевна навещает его во время болезни, ухаживает за ним, приносит ему бульончик и котлетки, которые ей «почему-то» очень захотелось поджарить. (Этот эмоционально-сенсорный импульс и производит на доктора неизгладимое впечатление: как он сам потом признаётся: её бульончик и котлетки ещё долго снятся ему по ночам). Логическая непоследовательность поступков Лидии Васильевны теперь уже не раздражает доктора, а умиляет, поскольку (как ему кажется) напрямую зависит от её добрых чувств, позитивных эмоций. Что с того, что ей захотелось проведать его и угостить чем-нибудь вкусненьким — разве можно за это на неё обижаться? Её радушие и душевная щедрость, та искренняя и простодушная радость, которую она сама начинает испытывать, превращая его жизнь в нескончаемый праздник, ему глубоко импонируют! И он благодарно принимает её опеку. Поддерживает все её затеи, соглашается со всеми её предложениями, потому что чувствует, что это делается для него и радуется, что наконец-то в его жизни появился такой человек. Почтенный доктор «подключается» к её эмоциональному состоянию, радуется тому, как она легко угадывает все его желания и с удовольствием позволяет ей эти желания исполнять. Он понимает, что она лучше, чем он знает, что ему нужно, и это его в ней изумляет. И теперь он уже прислушивается к каждому импульсу, к каждому намёку, который она ему подаёт. Теперь уже он угадывает её мысли и желания. Он приглашает её в ресторан, потому что чувствует, что им обоим нужен этот праздник. И ему приятно быть весёлым и щедрым. Он постепенно втягивается в тот эмоциональный режим, который она ему задаёт. И этот режим уже кажется ему необходимым как воздух. Он уже не представляет, как будет жить без этих ежедневных приятных сюрпризов, без этой ежедневной сказки — этого чуда, которое, оказывается, можно создать своими руками. Он не представляет теперь свою жизнь без этой очаровательной, искрящейся задором и юмором женщины, так легко и естественно провозглашающей лозунг: “Здоровье — это веселье!”, излучающей неиссякаемую энергию и жизнелюбие. Поэтому он и не позволяет ей так просто уйти из его жизни, не позволяет уехать, не простившись с ним. Он её разыскивает и чуть ли не насильно привозит к себе домой (в небольшой загородный дом, стоящий на берегу залива) и предлагает погостить, пожить у него хотя бы ещё недельку. У него ровно неделя сроку, чтобы дать ей понять то, что он сейчас для себя понял: никогда ни у него, ни у неё нет, не было и не будет в жизни ничего лучшего, чем эти дни, которые они могут продлить при обоюдном желании и согласии. Но вот заканчивается и этот “прощальный фестиваль” и приходит пора “расставить точки над “i”. Он полагает, что она ждёт от него каких-то пылких признаний и решительных действий, но ничего этого не происходит, он просто не хочет, чтобы она уезжала и даёт ей это почувствовать. Она это чувствует, но, тем не менее, покидает его дом, хотя тут же и возвращается: ей “почему-то очень захотелось отпустить такси. Вот ужас-то!”. Эта её очаровательная непоследовательность как раз и подсказывает ему, что она очень хорошо чувствует его настроение и его отношение к ней. Так что, и он уже теперь высказывает то, что давно хотел сказать, но не решался. И он выражает это одной-единственной фразой: “А я тут без вас чуть не умер!”

Это финал пьесы. Но дуальные отношения на этом не заканчиваются, а только ещё начинаются — прочно и долговременные, как это бывает у людей, переживших в жизни много потерь и встретивших своего дуального партнёра в зрелом возрасте. В ту счастливую пору, когда они способны и развивать свои отношения, и подкрепить их устроенным бытом, оградить от разрушительных внешних влияний личной независимостью, жизненным опытом, способностью держать удар.
Слишком шумный и словоохотливый Гюго поначалу может утомлять замкнутого и малообщительного Робеспьера. Поэтому, первое, что потребует Робеспьер от своего дуала — это деликатности и уважения к естественному праву человека на уединение, что для Робеспьера чрезвычайно важно и с чем он непременно заставляет Гюго считаться. Гюго это условие принимает. (Обязан принять, если дорожит отношениями). От деликатности и чуткости Гюго, от его способности угадывать состояние своего партнёра и его предрасположенность к общению здесь очень многое зависит.
Устав от шумной навязчивости, стремящегося к переменам, новизне и свежести впечатлений Гюго, (которого иногда раздражает будничная монотонность и однообразная упорядоченность пусть даже самых благоприятных отношений) Робеспьер становится резким, и раздражительным. Так что и партнёр, получив от него пару раз суровый отпор, начинает, наконец, считаться с его желаниями и настроением. На первых порах общения с Гюго Робеспьер старается быть во всех отношениях приятным и интересным собеседникам. Завораживает Гюго своими рассказами, рассуждениями, покоряет эрудицией. Если Робеспьеру с самого начала отношений удаётся заставить партнёра считаться с его потребностью к уединению для необходимых ему занятий, он, конечно, многое сразу же разграничит и определит в своих отношениях, но много и лишится. А, кроме того, он рискует оттолкнуть и отдалить от себя Гюго, которому не понравится изначально заданный прагматичный курс отношений. Здравомыслие Робеспьер считает одним из главных своих достоинств и голову терять не собирается. (Хотя и понимает, что для партнёра это возможно был бы самый дорогой подарок и самая желанная жертва, но, увы, бесполезная.) Гюго это хорошо понимает, потому что Робеспьер часто даёт это понять: его голова остаётся при нём (вместе со всем содержимым). Как бы Гюго ни пытался её вскружить. А Гюго время от времени пытается это сделать, «проверяя» готовность партнёра подчиняться его воле. Поэтому периодически налетает со своими новыми спонтанными предложениями, используя всё тот же эффект неожиданности (С)

На самом деле, я Вам этот текст распечатала и хотела в четверг отдать, когда мы вместе шли с работы до метро. Но, конечно же, забыла. Он остался у меня в сумке. Когда я с Вами, я обо всём забываю и перестаю замечать окружающих людей, абсолютно себя не контролирую.
Это мой первый опыт дуальных отношений с мужчиной. И он очень необычный. С каждым днём я всё сильнее привязываюсь, всё больше уважаю Вас. И мне очень тяжело, когда Вы опять замыкаетесь и по нескольку дней не разговариваете со мной. Хотя даже в эти дни я знаю, что Вы в двадцатикилометровой доступности для меня и я всё равно Вас увижу. И я живу с ощущением какой-то наполненности внутри. У меня никогда такого не было, и я очень ценю это, и благодарю Бога за эти чувства. Знаете, как я Робеспьеров отличаю теперь? У них тепло в глазах и глубина, в которую хочется провалиться! Это очень вежливые, тактичные люди с потрясающе тонким чувством юмора. И только с ними я успокаиваюсь и становлюсь самой собой.

С Уважением,
Ваша Гюго, Дарья Александровна

Читать письмо № 5
Tags: личное, роман в письмах
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 11 comments